Вера должна быть православная, основанная на учении апостолов и святых отцов, чуждая высокомудрствования
За полгода до кончины великий подвижник удостоился откровения о времени своего отшествия к Богу. Он созвал к себе братию и в присутствии всех передал управление обителию присному ученику своему преподобному Никону, а сам начал безмолвствовать. Наступил сентябрь 1391 года, и преподобный старец тяжко заболел… Еще раз собрал он вокруг своего смертного ложа всех учеников своих и еще раз простер к ним свое последнее отеческое поучение… Сколько простоты и силы в этом предсмертном поучении умирающего отца иноков! Сколько любви к тем, которых оставляет! Он желает и заповедует, чтобы его духовные дети шли тем же путем к Царству Небесному, каким шествовал он сам в продолжение всей своей жизни. Прежде всего он учит их пребывать в Православии. «Высокая черта духа апостольского в преподающем завещание!» — замечает один учитель церковный. Основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера: без веры угодить Богу невозможно. Но вера должна быть православная, основанная на учении апостолов и святых отцов, чуждая высокомудрствования, которое часто ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения.
Далее преподобный завещавает братии хранить единомыслие, блюсти чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, советует удаляться от злых похотей, предписывает умеренность в пище и питии, смирение, страннолюбие («Страннолюбия не забывайте!» — эти слова апостола, кажется, особенно любил повторять угодник Божий, и мы читаем их на многих древних иконах его в развернутой хартии начертанные) и всецелое искание горнего, Небесного, с презрением суеты житейской. Вот достолюбезный венец добродетелей, которыми украшал себя сам Сергий и которые он, как бесценное сокровище, завещевал своим возлюбленным ученикам! В своей последней, прощальной беседе умирающий старец со всею силою отеческой любви заботился напечатлеть в детски преданных ему сердцах спасительные правила иноческой жизни; он многое напомнил им из того, что говорил прежде, и наконец заповедал не погребать его в церкви, а положить на общем кладбище, вместе с прочими усопшими отцами и братиями…
Безмолвно стояли с поникшими главами скорбящие чада Сергиевы и с болью сердечной внимали последним наставлениям любимого старца. О, как тяжело было им расставаться со своим отцом, под молитвенным кровом которого им так тепло и уютно жилось! Кто без него утешит их в монашеской скорби — так, как он умел утешать? Кто понесет их немощи так, как носил любвеобильный их авва? Кто с такою горячею любовью будет пещись о спасении душ их? Нежнее матери был для них Сергий, и кто ж в состоянии его заменить?..
Особенно грустно было им слышать последнюю волю своего смиренного игумена относительно места его последнего покоя. Один вид могилы его в храме Божием, среди собора молящихся братий, мог бы служить для них некоторым утешением; «нет, он не покинул нас — духом он с нами: вот и залог его незримого присутствия между нас, вот тут покоится его многотрудное тело…» Так могли бы утешать себя осиротевшие дети. Но старец не желал быть погребенным в храме, и ученики лишались сего утешения… Не хотели они огорчать его смирения своим противоречием, а может быть, и боялись, чтобы это противоречие не побудило старца сделать более строгое (например — с заклятием, как делали некоторые подвижники) распоряжение относительно места его погребения, и вот всякое слово замирало невольно на их дрожащих устах…
А старец между тем с любовью смотрел на них; он видел их горе сердечное и тихим, изнемогающим голосом утешал их:
— Не скорбите, чада мои! Я отхожу к Богу, меня призывающему, и вас поручаю Всемогущему Господу и Пречистой Его Матери: Она будет вам прибежищем и стеною от стрел вражиих!..
Перед самым исходом души своей старец пожелал в последний раз приобщиться пречистых Тела и Крови Христовой. Руки учеников поддерживали его ослабевшие члены; с помощью их он приподнялся со своей убогой постели, чтобы встретить грядущего во Святых Таинах Господа; с глубоким благоговением вкусил он от Чаши Христовой и в изнеможении опустился на смертное ложе…
Весь исполненный благодатного утешения, он возвел горе свои слезящиеся от радости очи и еще раз, при помощи учеников, простер к Богу свои преподобные руки…
— В руце Твои предаю дух мой, Господи! — тихо произнес святой старец и в дыхании сей молитвы отошел чистою своею душою ко Господу, Которого от юности возлюбил…
Это было 25 сентября 1391 года.
Лишь только преподобный Сергий испустил последний вздох, несказанное благоухание разлилось по его келье…
Лицо усопшего праведника сияло небесным блаженством, и смерть не посмела наложить свою мрачную печать на святолепный лик новопреставленного старца Божия…
Немедленно старейшие из братии отправились в Москву со скорбною вестью к митрополиту Киприану. Они сообщили ему как завещание старца о месте погребения, так и усердное желание всей братии положить его в церкви Пресвятой Троицы, им самим созданной, и просили его архипастырского о том распоряжения. И святитель не затруднился благословить их на погребение смиренного игумена в церкви, хотя сам он не желал того. И вот с горькими слезами и рыданиями, которые заглушали псалмопения, братия понесли честное и многотрудное тело своего великого отца и наставника в храм Живоначальной Троицы… Весть о его преставлении привлекла в обитель множество народа не только из окрестных селений, но и из ближайших городов; каждому хотелось приблизиться и прикоснуться если не к самому телу богоносного старца, то по крайней мере ко гробу его или же взять себе на память и на благословение что-нибудь из его одежды и келейных вещей. Тут были и князья и бояре, и почтенные старцы-игумены и честные иереи столицы, и множество иноков, кто со свечами, кто с кадилами и святыми иконами, провожая святые останки блаженного старца к месту последнего их упокоения. И похоронили его у правого клироса в церкви Пресвятой Троицы.
Трогательными чертами изображает скорбь осиротевших учеников Сергиевых блаженный списатель жития его, сам свидетель и участник этой скорби.
— Все сетовали, — говорит он, — все плакали, воздыхали, ходили с поникшей головой… Встречаясь друг с другом, братия обливались слезами и в умилении скорбящего сердца изливали друг перед другом свои печальные чувства.
— Прости, отче, благослови, возлюбленный о Господе брате! — так говорили они. — Вот добрый и блаженный старец наш покинул нас — ко Господу отошел, сиротами оставил нас… Он ушел туда, где ждет его великая награда и воздаяние за все его труды и подвиги, — ушел с миром ко Господу, Которого возлюбил!.. Он уснул сном вечным и почил от трудов своих, а мы осиротели, мы вот оплакиваем его, нет его больше с нами, остались мы как овцы без пастыря, как корабль без кормчего, сад без сторожа, больной без врача!.. О, горе нам, бедным, сиротам безутешным!..
И в горести души своей часто приходили они на могилу старца, и здесь, в слезной молитве, припадали к его мощам святым и беседовали с ним, как бы с живым, поверяя ему скорбь свою…
— О, святче Божий, угодниче Спасов, избранниче Христов! — говорили они. — О, священная главо, преблаженный авво Сергие великий! Не забуди нас, убогих рабов твоих, не забуди нас, сирот своих; поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах ко Господу, поминай стадо, тобою собранное; молись за нас, отче священный, за детей твоих: ты имеешь дерзновение у Царя Небесного; не премолчи же, вопия за нас ко Господу! Тебе дана благодать за нас молитися… Мы не считаем тебя умершим, нет: хотя телом ты и преставился от нас, но дух твой с нами; не отступай же от нас, пастырь наш добрый!..
Благочестивый инок Игнатий видел наяву: преподобный Сергий стоит на месте игуменском и поет вместе с братией
Так оплакивали святые ученики святого старца; так крепко веровали они в его благодатное сопребывание духом с ними. И по вере их угодник Божий не оставлял их без утешения: так, однажды благочестивый инок Игнатий видел наяву, во время всенощного бдения, что преподобный Сергий стоит на своем месте игуменском и поет вместе с братией. Это видение было как бы ответом любвеобильного старца своим присным ученикам из загробного мира, ответом на их сердечный молитвенный плач над гробом его… И поныне слышится этот трогательный плач у гроба Сергиева — каждый раз после молебного пения.
И много говорит этот плач душе богомольца, и каждый внимательный читатель жития Сергиева не может не согласиться с блаженным Епифанием, который говорит: «Покажите мне жизнеописания древлепрославленных угодников Божиих, и мы увидим, что воистину ничем не уступал Сергий божественным мужам, в древности просиявшим, ибо и сам он был великим подвижником на пути к Царствию Небесному, и пустыню населил добродетельными иноками. Похваляем его не потому, как будто он требует от нас похвал; нет, мы только просим, чтобы помолился за нас сей истинный подражатель Христов!»
Заключим наше сказание о житии и подвигах преподобного и богоносного отца нашего Сергия словами святителя Платона, обращенными к самому угоднику Божию:
«Святый муж, ныне и присно нами прославляемый! Скончався вмале исполни лета долга(Прем. 4: 13). Се уже около 400 (теперь уже 500) лет Церковь празднует память твою, но пройдут и тысячи лет, а имя твое останется незабвенно. Да хотя б люди и дошли до такого развращения, что имя твое предали бы забвению; но оно у Бога вечно, в блаженной вечности записано в книгах животных и из оных никогда не будет изглаждено… Хотя б чудесные силы, от тебя текущие, по судьбам Божиим, и иссякли, но истина евангельская пребывает вовеки, а она говорит: не радуйтеся, яко дуси вам повинуются, радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех (Лк. 10: 20)».
7 октября 2016 г.
Источник: http://www.pravoslavie.ru
О Кончине Святого
Жил святой долгие годы в совершенном воздержании, труде, и непередаваемые, несказанные чудесные дела совершил, и старости глубокой достиг, никогда от божественного пения или службы не уклоняясь. И чем больше старел он, тем больше укреплялся и возвышался, в усердии божественных подвигов мужественно и с любовью упражняясь, и никак его старость не побеждала. Но ноги его костенели день ото дня, как будто по ступеням приближались к Богу. Предвидел он за шесть месяцев свою кончину и, призвав братию, вручил игуменство своему самому любимому ученику, в добродетелях совершенному и во всем без исключения следующему своему учителю, и хотя возрастом был он молод, — ум его был весьма сединами убелен; впоследствии он чудесами прославился, о которых следующая повесть расскажет, — по имени Никон. Сергий повелел ему пасти стадо Христово внимательно и праведно, ибо ответ ему придется держать не за себя, но за многих. И с тех пор Сергий, этот великий подвижник в вере благочестивейший, недремлющий хранитель, непересыхающий источник, славный именем, безмолвствовать начал.
И в сентябре месяце недугом телесным был поражен, и видя, что он уже к Богу отходит, чтобы природе отдать долг, дух же любимому Иисусу предать, он призывает священное братство и новособранное стадо. И беседу повел подобающую, и полезным вещам учил, неуклонно в православии оставаться веля, и завещал единомыслие друг с другом хранить, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, от злых и скверных похотей остерегаться, пищу и напитки вкушать трезвенные, а особенно смирением украшать себя, страннолюбия не забывать, от противоречия уклоняться, и ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения. И другому многому Сергий поучал, говоря: «Поскольку Бог зовет меня, я ухожу от вас, а вас передаю всемогущему Господу и его пречистой Богоматери, чтобы она была для вас прибежищем и стеной от сетей вражеских и козней их». И перед самой смертью, когда должна была душа его с телом разлучиться, он тела и крови Владыки причастился, а ученики руками своими его немощные члены поддерживали. Он простер к небу руки и, молитву совершив, чистую свою и священную душу с молитвой Господу предал, в год 6900 (1392) месяца сентября в 25 день; жил же преподобный семьдесят восемь лет.
Распространилось тогда благоухание великое и неизреченное от тела святого. А братия вся собралась и в плаче и рыдании сокрушалась; и, в гроб честное и трудолюбивое тело положив честно, они псалмами и надгробным пением его провожали. Ученики проливали слез ручьи, кормчего лишившись, с учителем разъединенные; с отцом разлуки не вынося, плакали они, и если бы могли, умерли бы тогда с ним. Лицо же святого было светлым, как снег, а не как обычно у мертвых, но как у живого человека или ангела Божьего, показывая этим душевную его чистоту и от Бога воздаяние за труды его. Похоронили честное его тело в обители, которая им была создана. Сколько после смерти и после кончины Сергия чудесных дел произошло и происходит: расслабленных членов укрепление, от лукавых духов людям освобождение, слепых прозрение, горбатых выпрямление — только от приближения к его раке. Хотя и не хотел святой, как и при жизни, после смерти славы, но крепкая сила Божья его прославила. После кончины перед ним летели ангелы к небесам, двери открывая ему райские и в вожделенное блаженство вводя, в покой праведных, в свет ангельский; и увидел святой то, о чем мечтал, и всесвятой Троицы озарение получил, как подобает постнику, иноков украшению.
Таково было житие отца, таковые дарования, таковые чудес его проявления, — причем не только при жизни, но и после смерти, — о которых нельзя написать; потому что чудеса его до сих пор все видят.
Покажи мне в древности прославившихся, сравним с ним тех, кто известен добродетельной жизнью и мудростью, и увидим, что поистине святой ничем не хуже был тех ветхозаветных божественных мужей: как великий Моисей и после него Иисус, он вождем был и пастырем людям многим, и поистине незлобивость Иакова имел и страннолюбие Авраама, законодатель новый, и наследник небесного царства, и истинный правитель стада своего. Не пустынь ли он наполнил заботами многими? Разумен был Великий Савва, общежительства создатель, но не обладал ли Сергий, как он, добрым разумом, так что многие монастыри общежительные создал? Не обладал ли и он чудотворным дарованием, как до него прославившиеся, так что весьма Бог его прославил и сделал знаменитым по всей земле? Мы восхваляем не того, кто в похвале нуждается, но того, кто за нас молится, кто во всем предавшему себя на мучения Христу подражал. Но не будем удлинять рассказ. Ведь кто сможет по достоинству святого прославить?»
Житие преподобного Сергия Радонежского
Об этом знать должны все дети:
Давным-давно на белом свете
Жил отрок. Он молился Богу,
Просил в учении подмогу.
Однажды отрок Старца встретил,
И тот сказал: «Ты духом светел.
Ты сможешь хорошо учиться
И перед Богом отличиться».
Он стал отшельником, монахом;
В лесу с ночным боролся страхом,
Молитвой бесов прогоняя,
Природу светом наполняя.
С годами он в лесу прижился,
С медведем даже подружился.
Был сердцем чист, молился много.
И этим угодил он Богу.
Когда о Сергии узнали,
К нему тянуться люди стали.
Сперва ученики-монахи
К нему слетелись, словно птахи.
И вот работа закипела.
Все так старались сделать дело:
Обитель Божию построить
И жизнь на Божий лад настроить.
Однажды чудный свет полился,
Когда Святой в ночи молился,
Чтоб наш Господь, всех благ Даритель,
Благословил Свою Обитель.
Застыл он на пороге кельи:
В сияньи дивно птицы пели!
И Голос был: «Бессчетны птицы –
Вот сколько к Богу обратится».
Когда Угодник Божий в храме
Служил пред Чашею с Дарами,
То в алтаре — священном месте
Сам Ангел с ним молился вместе,
Крылатый воин Божьей рати.
И видели монахи-братья,
Как вдруг огонь с небес спустился
И прямо в Чашу опустился.
Так жил подвижник Православья,
Христа и Богоматерь славя.
И по его дана молитве
Победа в Куликовской битве.
Свою показывая милость,
К нему Пречистая явилась
И обещала, что Обитель
Спасет Господь наш Вседержитель.
Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого,
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.
Угодника нетленно тело –
Живет его святое дело.
Он всем нам показал дорогу
Которая приводит к Богу.
Р. Запесоцкая
Слово на преставление Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца
Архимандрит Кирилл (Павлов), духовник Троице-Сергиевой Лавры
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры, сегодня весь православный христианский мир с чувством духовной радости и веселья светло празднует день преставления угодника Божия, великого подвижника и молитвенника Земли Русской Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия. Но для нас с вами, дорогие братия и сестры, эта духовная радость усугубляется еще тем, что, по милости Божией, мы имеем счастье в этот торжественный и радостный день телом и духом присутствовать на сем святом месте, где жил, трудился, подвизался сам Преподобный Сергий и где покоятся его нетленные святые мощи.
Жизнь Преподобного Сергия весьма назидательна для каждого из нас и исполнена величайших чудес Божиих и благодеяний нашему народу. Возлюбив Господа всей своей душой, тихий и кроткий юноша Варфоломей по смерти своих родителей удаляется в дремучий и непроходимый лес, в то место, где мы с вами сейчас находимся. И здесь, в тиши и уединении, в постоянной молитве предается подвигам суровой пустыннической жизни для стяжания христианских добродетелей, для победы над своими страстями и похотями, для очищения своего сердца. Преподобне отче, кто исповесть труды твоя и болезни? Или кий язык изречет жестокое твое житие, бдение же и сухоядение, и еже на земли легание, чистоту душевную и телесную, устнами и умом совершенное безмолвие, смирение же нелицемерное, молитвы непрестанныя, и рассуждение доброрассудное, худость ризную и память смертную?* — так воспевает Святая Церковь подвиги и труды Преподобного Сергия.
По своему смирению Преподобный Сергий не счел возможным поведать людям о всех своих скорбях и искушениях, сопряженных с такой суровой подвижнической жизнью, но были они весьма часты и, конечно, служили для юного пустынника большим испытанием. Дремучий лес и дикие звери — вот что окружало его в первое время, вот сожители его, с которыми провел он едва ли не половину своей жизни. Но, несмотря на все эти искушения, Преподобный Сергий никогда не унывал, не роптал, не скорбел, всегда и всем был доволен. Это был истинный воин Христов. Вот такими подвигами была украшена на земле жизнь Преподобного Сергия, и благодаря этим подвигам прославил его Господь Своею Божественной славой, и он, еще будучи на земле, приобрел величайшую чистоту и упокоение сердца, глубокий мир души, залог будущего блаженства. За его святую жизнь Господь даровал ему дар чудотворения и прозрения, так что Преподобный Сергий, еще живя на земле, творил множество чудес и имя его было известно во всех уголках нашей Русской земли, как имя великого угодника Божия и молитвенника. Он удостоился посещения великой Небесной Гостьи — Пресвятой Богородицы с двумя Апостолами; Она изрекла: «Неотступна буду от места сего и буду покрывать его». А к концу жизни имя его настолько уже стало известно, что редко кто из верующих не призывал Преподобного Сергия в своих молитвах. Призывавшие же его сподоблялись величайших милостей и щедрот Божиих. Прославляющия Мя прославлю (1 Цар. 2, 30), — говорит Господь. Так прославил Он и угодника Своего — Преподобного Сергия.
Достигнув духовного преуспеяния, Преподобный Промыслом Божиим поставляется духовным наставником для ищущей спасения под его руководством многочисленной братии. И он приносит себя в жертву для блага ближних, с великим терпением и любовью трудясь над нравственным усовершенствованием каждого новоначального инока. Под его мудрым духовным руководством было воспитано высокодуховно-нравственное монашеское братство, воплотившее в себе высочайшие идеалы христианской жизни; причем многие из членов сего братства и сами впоследствии стали наставниками и руководителями иноческих обителей. Мы уже сказали, что Господь прославил Своего угодника даром пламенной молитвы и чудотворения, так что имя его стало известно всей Русской земле, и к Преподобному еще при жизни стекалось множество народа, чтобы поведать ему свои скорби и печали, чтобы услышать от него совет и наставление, чтобы попросить его святых молитв и, по мере своей веры, получить от него исцеление своих недугов и утешение в скорбях. Но помимо той благодатной помощи, которую получали от него приходящие к нему с верой, и того утешения, которым утешал Преподобный Сергий скорбящих и страждущих, он имеет еще иную, величайшую заслугу перед нашим русским народом и по праву может быть назван спасителем и восстановителем нашей Русской земли, ибо именно с его именем в нашей истории связано воспоминание о светлой поре нравственного народного возрождения и освобождения от татаро-монгольского владычества, так что пред светлым образом Преподобного Сергия за его заслуги преклоняются даже люди, совершенно не имеющие никакого отношения к Церкви.
Преподобный Сергий своим нравственным влиянием и молитвой вдохнул в русское общество чувство нравственной бодрости, духовной крепости, поднял упавший дух русского народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, веру в свое будущее, помог нашему народу после двухсотлетнего порабощения снять оковы иноземного владычества. Его благословением и молитвами русский народ обрел нравственную и гражданскую свободу. Но вот, дорогие братия и сестры, отошел Преподобный Сергий ко Господу, и было это более пятисот лет тому назад. Оплакали его православные русские люди, но крепко веровали, что угодник Христов не забудет их пред Престолом Божиим, ибо неложно слово Господне, что праведники во веки живут (ср.: Прем. 5, 15). И действительно, после смерти своей угодник Божий еще более стал источать благодатной помощи, еще ближе стал к прибегающим к нему с молитвой. Нет возможности перечислить все те чудесные знамения, в которых Преподобный Сергий являл свою благодатную помощь после своего прославления всем, кто с верою притекал к его святым мощам и со смирением призывал его в молитве.
Преподобный Сергий был и является доныне теплым молитвенником за всю Землю Русскую и за русских православных людей, помогая им своим молитвенным предстательством в самые тяжелые годы испытаний и скорбей. Поэтому всем своим необъятным миром ходил и ходит русский православный народ на поклонение своему крепкому начальнику и молитвеннику в его святую, благодатную обитель. Здесь, среди непрекращающихся чудес, у преславной раки мощей Преподобного Сергия, верующее сердце почерпает для себя утешение и благодатную помощь в своих скорбях и печалях, в невзгодах житейской жизни. Дорогие братия и сестры, Преподобный Сергий и доселе остается для приходящих к нему тем же любвеобильным отцом и утешителем, каким был он для наших предков, и теперь Преподобный с любовью взирает на собравшихся в его святую обитель, чтобы почтить его святую память, и готов подать помощь и утешение всем нам, с усердием и теплым упованием к нему притекающим.
Помолимся же ему сегодня с любовью и верою, чтобы не оставил он нас без своего молитвенного покрова и своим ходатайством помог нам переплыть это житейское море и достигнуть тихой пристани вечной жизни. Помолимся ему и из глубины сердца с любовью воззовем к нему: Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче! Аминь.
Троице-Сергиева Лавра. 1960 г.
(135)